22 декабря 1858 года – по указу Александра II женское училище. Обучение платное, сначала 4 года, затем 6 лет. Экзамены за курс начальной школы при поступлении. Закон божий, пение, танцы, рисование, общеобразовательные предметы.
Первые начальники: Энгельбрехт, Наседкина, Елманова. Действовали строгие правила – за ссору исключение.
1909 г – Вышневолоцкая женская гимназия с обязательным 7-летним обучением. 8 класс – педагогический. После 7 класса специальность домашний учитель, наставник. После 8 класса учитель начальной школы. В гимназии 12 – бальная система оценок, экзамены в 1,2 и 8 классах (обратная нумерация). Плата за обучение 60 рублей.
В 1918 году – стала именоваться народной гимназией.
Последний выпуск женской гимназии называется золотым. (7 золотых, 2 серебряные медали)
В 1919 году – единая трудовая школа имени Воровского (обучение 9-летние). Шла гражданская война, за обучение 15 фунтов ржи. Проводятся платные концерты, лекции.
В 1920 году был проведен электрический свет.
С 1923 года –стали принимать мальчиков. Сохраняется педагогический уклон(9-й класс). Практику проходили в Белоомутской школе.
В 1924 году – выпуск педагогического класса (Антропова, Калиткина, Цветкова,Виноградова, Гасивина)
20-е годы.
Заведующие Бартоломей и Соколов. В школе 14 педагогов и 350 учеников. Действовал Дальтон-план (за 10% пропусков оставляли на повторный курс) Велась клубная работа: оссоавиахим, библиотечный, антиремпиозный, газетный, краеведческий, хоровой, фотокружок.
В 1922 году – организована ячейка РКСМ ( 6 человек). Велась общественная работа: ремонт книг в городской библиотеке, ликбез, изготовление лозунгов для организаций, спектакли в пользу беспризорных.
30 – е годы
В 1930 году школа была преобразована в фабрично-заводскую семилетку. Отопление оставалось печным, было всего 12 кабинетов. Число учащихся 424. При школе открылся интернат. Преподавание велось по лабораторному и бригадному методу.
В 1931году в школе создан первый пионерский отряд, которым руководил учитель Р.П.Смирнов.
В декабре 1932 г организована пионер-база. Старшей вожатой работала Полина Иванова. В дружине состояло 170 пионеров. Они боролись за хорошую дисциплину и успеваемость, проводили тематические вечера, выставки, концерты для предприятий города, вели тимуровскую работу.
В 1933 году школа стала средней. Была введена классно – урочная система. Школа стала работать по новой программе. Большое внимание уделялось политехническому образованию, поэтому преподавалось три вида труда: столярный, рукодельный и картонажный. Была налажена связь с механизированными мастерскими города, с шефами – фабрикой «Большевичка», с лесозаводом и деревообделочным комбинатом, где ученики проходили производственную практику. Учителя выезжали в район на борьбу с неграмотностью. Среди учителей были мастера своего дела: Мария Альбертовна Ганзен, Яков Васильевич Васильев, Мария Алексеевна Кузьминская, Николай Алексеевич Коринфский.
В 1937 году – первый выпуск школы(23 человека).
В эти годы хорошо работал драматический кружок, который ставил серьезные спектакли: «Борис Годунов», «Скупой рыцарь».
40-е годы.
Наступил грозный июнь 1941 года. 20-го числа был выпускной. Смеялись беззаботно и весело, мечтали об институтах. Война оборвала все мечты.
Не выбираем мы себе пути,
Перед страной мы были откровенными.
Суровые училища военные…
Я, как другие, должен был идти.
Война не обошла стороной и школу. Первая четверть в 1941 году началась с 1 ноября. Учителя и учащиеся 7-10 классов помогали селу убирать урожай, сами заготавливали для школы дрова, для торга собирали ягоды на продажу. Все 32 работника школы сдали 3705 рублей на содержание танковой колонны. За период с 1 сентября по 20 декабря 1942 года было дано 155 концертов и собрано 255 книг для раненых. В то же время в 1942-1943 учебном году школа занимала первое место в городе по успеваемости.
Директор Смирнова Наталья Ильинична была награждена орденом «Знака почета».
Не футбол, не детские потехи будут вспоминать они потом:
Мальчики форсировали реки и ходили в танках на пролом.
Многие наши мальчики ничего не успели, погибли в первые дни войны, от нихне осталось даже фотографий. Но имена остались: Смирнов Александр, Петров Анатолий, Белов Павел, Чесноков Василий, Зорин Павел, Варламов Михаил.
Уходили на фронт и учителя: учитель физики Васильев Яков Васильевич получил тяжелое ранение, лечился в госпитале в Сибири. Участниками Великой Отечественной были и другие учителя нашей школы: Кочкин Владимир Иванович, Корольков Алексей Арсеньевич, Погодин Трифон Степанович, Тимошенко Дина Михайловна, Кирюшкин Иван Степанович, но они пришли работать к нам после войны.
Мы помним и имена наших учащихся, ушедших на фронт: Александр Смирнов, Анатолий Петров, Павел Белов, Василий Чесноков, Павел Зорин, Михаил Варламов. После войны умер от ран легендарный боец партизанского отряда Игорь Венчагов.
Многих наших мальчиков судьба хранила. Они вернулись домой живыми, с орденами и медалями: Павел Паскаков, Кузнецов Юрий, Борис Прусаков, Сергей и Валентин Токманы, Абрам Луфт. Среди них одна девочка: Костина Наталья (Иванова Наталья Андреевна – работала учителем в школе № 2)
50-60 годы.
В эти годы в школе училось более 700 человек, из которых на «4» и «5» успевали 40%. Коллектив педагогов состоял из 35 педагогов. Директор Смирнов Михаил Тимофеевич.
Основное направление обучения того времени – широкая политехнизация. Десятиклассники, наряду с общеобразовательными предметами изучали автодело и вместе с аттестатом об окончании школы получали права шофера-любителя.
Учащиеся принимали участие в закладке Ленинского сквера, в озеленении города и трассы Москва – Ленинград, за что рабочие ДРСУ подарили в 1957 году памятник М.Ю.Лермонтову, который и сегодня находится у входа в школу.
Ребята работали на пришкольном участке. Школьники тех лет отличались целеустремленностью и любознательностью. Они вели активную поисковую работу по интересующимся их проблемам. Так сохранилась переписка с музеями Ленинграда, отражающая следопытскую работу по исследованию научного вклада нашего земляка Петра Анжу в освоении Арктики.
Активная переписка с редакциями Всесоюзного радио, газеты «Пионерская правда» отражает участие наших школьников в различных конкурсах и олимпиадах, проводимых в стране.
Исследовательская жажда толкала ребят и на участие в многочисленных походах и турслетах, результаты которых обязательно подводились на туристических вечерах, бывших тогда хорошей традицией школы.
В 60-е годы велась опытническая работа. Учащиеся приняли участие в выставке ВДНХ. Получили дипломы «Юные кролиководы». Вели активное сотрудничество с музеями, с газетой «Пионерская правда»
70 – 80 годы.
70-е годы. Из здания на улице Володарского в основное здание переходит начальная школа. Из-за недостатков помещений приходится даже старшим классам заниматься в две смены.
Учащиеся занимаются на факультативных часах, готовят предметные недели и вечера, занимаются спортом. Именно тогда зародилась традиция совместных КВНов с учителями, большой популярностью пользовались занятия волейбольной секции.
В начале 80 –х годов в школе было 668 учеников, 44% занимались на «4» и «5», 43% из них были отличниками. Регулярно проводились предметные недели, КВНы, викторины, экскурсии, тематические вечера.
В эти годы активно начало развиваться профессиональное профильное обучение. В школе был оборудован класс машинописи. В 80-е годы были созданы творческие клубы.
В 1985 году возрожден школьный театр по инициативе учителя литературы Астафьевой Татьяны Александровны. Первое представление было посвящено юбилею «Слова о полк Игореве», помощь в его постановке оказывал директор клуба ОЭЗ Закаржевский Геннадий Алексеевич.
В 1987 году под руководством учителя английского языка Казаковой Людмилы Анатольевны начал работу КИД. Учащиеся вели переписку с друзьями из Англии, США, Канады, организовывали встречи с гостями из англоговорящих стран, проводили вечера на английском языке.
Активно работали различные кружки. Ежегодно по итогам смотров, конкурсов и соревнований учащиеся занимали призовые места.
90-е годы
Новый импульс получил школьный театр «Гармония», с приходом Дзевульской Татьяны Рудольфовны. В школе введены новые предметы: ОБЖ, экономика, краеведение, граждановедение. В школе существует психологическая служба.Создан музей истории школы. Продолжается развитие профильного обучения.
Достойны памяти отцов, оказались мальчишки совсем другого поколения. На чеченской войне 1995-1996 года погибли Александр Антонов и Максим Нестеров. Первым ушел Саша. В аэропорту г. Моздок он возил воду и горючее. Во время диверсии бандитов в бою Саша был тяжело ранен, умер в госпитале в г.Саратов от ожогов. Максим ушел в Чечню добровольно, хотел отомстить задруга и заменить его. 18 января в бою бандиты окружили машину связи. Максим стал выводить товарищей из окружения, в бою получил смертельное ранение. И Саша , и Максим были награждены орденами мужества посмертно.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет-
И минута молчания длиться
В тех, кто вынул счастливый билет.